памятка для граждан

Памятка по противодействию коррупции скачать.doc

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное ис-пользование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интере-сам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного иму-щества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими фи-зическими лицами и совершение таких деяний от имени или в интересах юридического ли-ца (Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ).

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:

двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона - лицо, находящееся на государ-ственной или иной службе (коррупционер), нелегально "продает" свои служебные полномо-чия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер), выступая "поку-пателем", получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);

- вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополни-тельного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправо-мерных действий.

Субъекты коррупции в своей совокупности образуют своеобразную сеть, вклю-чающую три составляющие:

- коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие получен-ные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы, и превращающие их в дополни-тельный доход;

- группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при приня-тии различных решений;

- группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. 

Большую часть принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения со-ставляют деньги; меньшую - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); в ряде случаев - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высоко-оплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении креди-та, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.).

В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают воз-можность приобретать материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, они выводят физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля. Нередки случаи предоставления коррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистра-ции предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказа-ния; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного ха-рактера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком ис-пользовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

- принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков от граждан, нахо-дящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан;

- принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим ор-ганов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использо-ванием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совер-шение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отне-сены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной матери-альной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объедине-нием; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финан-сов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природополь-зования, предпринимательской деятельности и т.п.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уго-ловным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посяга-ют на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной ор-ганизации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь преду-смотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избиратель-ных комиссий, соединенное с подкупом;

- незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

- подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнова-ний и зрелищных коммерческих конкурсов;

- коммерческий подкуп;

- получение взятки;

- дача взятки;

- провокация взятки либо коммерческого подкупа;

- подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо экс-перта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством деяния коррупционного характера:

- регистрация незаконных сделок с землей;

- контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служеб-ного положения;

- злоупотребление должностными полномочиями;

- злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

- превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности в угоду третьим лицам;

- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

- служебный подлог, совершённый из корыстной заинтересованности.

Наиболее опасными проявлениями коррупции продолжают оставаться взятка и ком-мерческий подкуп.

ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку, и тот, кто ее дает.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

ПРЕДМЕТЫ - деньги, в том числе валюта, банковские чеки, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, быто-вые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

УСЛУГИ И ВЫГОДЫ - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвоз-мездно или по заниженной стоимости.

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ ФОРМА ВЗЯТКИ - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, по-купка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выпла-той зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонорара за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «слу-чайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т. д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

Взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерче-ских предприятиях и организациях - директору, заместителю директора коммерческой фир-мы или го¬сударственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директо-ров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религи-озного объединения, фон¬да, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функци-онеру политической партии и т. д. - в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (статья 204 УК РФ).

Особым видом подкупа является подкуп участников и организаторов профессиональ-ных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (статья 184 Уголов-ного Кодекса РФ), который связан со случаями дачи и получения незаконного вознагражде-ния спортсменам спортивными судьями, тренерами, руководителями команд, другими участниками или организа¬торами профессиональных спортивных соревнований, организа-торами или членами жюри.

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ

(статья 290 Уголовного кодекса РФ)

(в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ)

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения мо-жет способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или по-пустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от двадцати пятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея-тельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в раз-мере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взят-ки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-ностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в разме-ре тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея-тельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совер-шены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 насто-ящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе ино-странного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для ино-странного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действо-вать от ее имени.

ДАЧА ВЗЯТКИ

(статья 291 Уголовного кодекса РФ)

(в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ)

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностно-му лицу публичной международной организации лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взят-ки.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностно-му лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки ли-бо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностно-му лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взят-ки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной сум-мы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совер-шены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея-тельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семи-десятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступ-ления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное де-ло.

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ

(статья 291.1 Уголовного кодекса РФ)

(введена Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ)

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по пору-чению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, -

наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (без-действие) либо лицом с использованием своего служебного положения -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взят-ки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-ностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея-тельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взят-ки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-ностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве -

наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея-тельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься опре-деленной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уго-ловной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему пра-во возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП 

(статья 204 Уголовного кодекса РФ)

(в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ)

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имуществен-ного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездей-ствие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением -

наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммер-ческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься опреде-ленной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), -

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы ком-мерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести меся-цев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным по-ложением -

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), -

наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы ком-мерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадца-ти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способство-вало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вы-могательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбу-дить уголовное дело.

СКЛОНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанима¬теля (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению кор-рупционных право¬нарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к со-вершению коррупционных правонарушений является служебной обязанностью государ-ственного или муниципального слу¬жащего.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим служебной такой обязанно¬сти является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА)

Необходимо обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступле-нии в один из правоохранительных органов по месту жительства или в их вышестоящие ор-ганы, органы местного самоуправления:

в органы внутренних дел - в ГУМО МВД России «Свободненский» Амурской обла-сти (676450 г.Свободный, ул. 40-лет Октября, 76 телефон: 02, 5-73-03);

в органы прокуратуры Свободненского района - к районному прокурору (676450, г.Свободный, ул. Почтамтская, 95, телефон: 3-45-83);

в органы Федеральной службы безопасности - в ФСБ РФ по Амурской области в г.Свободном (676450, г.Свободный, ул. Ленина 11/1, телефон 5-56-44);

в администрацию Свободненского района  - в аналитическо-правовое управление (676450, г.Свободный, ул. 50-лет Октября, 14, телефон 5-98-73).

В случаях вымогательства взятки со стороны сотрудников правоохранительных орга-нов можно обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудни-ками:

•попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда поступило со-общение о вымогательстве взятки;

•написать заявление о факте вымогательства взятки или коммерческого подкупа, в ко-тором точно указать:

кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает на совершение подкупа

какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа)

за какие конкретно действия (бездействие) вымогается взятка или совершается коммер-ческий подкуп

в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная да-ча взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ ЗАЯВЛЕНИЯ

Прокурору Свободненского района

от гражданина Иванова И. И.,

проживающего по адресу:

_______________________

Заявление

Я, Иванов Иван Иванович, заявляю о том, что 15 мая 2009 года главврач больницы Ва-сильев Василий Васильевич за лечение моего брата Иванова Владимира Ивановича поста-вил условие: передать ему деньги в сумме 20 тыс. руб. в срок до 20 мая. В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состоять-ся в служебном кабинете Васильева. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и до-говориться о времени встречи.

Я, Иванов Иван Иванович, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.

Дата                                                                                Иванов И. И. (подпись заявителя)

НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА – ВАЖНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Граждане, общественные организации и юридические лица могут проводить незави-симую экспертизу правовых актов на коррупциогенность.

В целях предупреждения включения в действующие правовые акты и их проекты по-ложений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявления и устранения таких положений, Правительство Российской Федерации в марте 2009 года утвердило Правила и Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нор-мативных правовых актов.

Проводить такую экспертизу могут, в том числе, аккредитованные независимые экс-перты.

Порядок аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экс-пертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 92.

В соответствии с данным порядком физические лица могут получить аккредитацию при наличии у них высшего профессионального образования и стажа работы по специаль-ности не менее пяти лет. Юридические лица могут получить аккредитацию при наличии в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физиче-ского лица.

Чтобы получить аккредитацию, физическое лицо направляет в Министерство юстиции Российской Федерации вместе с заявлением копию паспорта либо иного документа, удосто-веряющего личность, копии трудовой книжки и документа о высшем профессиональном об-разовании, а юридическое лицо вместе с заявлением представляет копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, список сотрудников организации, отве-чающих требованиям к аккредитации физического лица, копии документов о высшем про-фессиональном образовании и трудовых книжек указанных сотрудников организации, ко-пии документов, удостоверяющих личности указанных сотрудников организации.

Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение об аккредитации или отказе в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов. При положительном решении свидетельство об аккредитации направляется для выдачи в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения заявителя.

ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ – ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

1 января 2010 года вступил в силу Федеральный Закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обес-печении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местно-го самоуправления», который регулирует отношения, связанные с обеспечением доступа граждан, организаций, общественных объединений, органов власти к информации о дея-тельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Значительное внимание уделяется информации о деятельности государственных орга-нов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Сводный перечень такой информации предусматривает общие сведения о соответствующем органе власти, све-дения о его нормотворческой деятельности, участии в целевых и иных программах, стати-стические данные о деятельности органа власти, сведения о результатах проверок, прове-денных органом власти, а также иную информацию о его деятельности. На основании этого сводного перечня государственными органами и органами местного самоуправления будут утверждаться конкретизированные перечни информации, подлежащей опубликованию.

Федеральным Законом предусмотрены различные способы доведения информации до граждан в соответствии с теми условиями, которыми граждане реально могут воспользо-ваться:

с помощью Интернета;

при помощи информационных стендов в помещениях государственных и муници-пальных органов власти;

в устной форме;

через библиотечные и архивные фонды;

по запросу.

Большое внимание в Законе уделено предоставлению информации через Интернет. 

Федеральным Законом предусмотрена возможность присутствия граждан и представи-телей организаций на заседаниях коллегиальных органов государственной власти и местно-го самоуправления.

Любую информацию о коррупционных фактах необходимо сообщать по круглосу-точным телефонам доверия:

5-57-01 и 02 ГУМО МВД России «Свободненский» Амурской области. Вас выслу-шают и примут сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует узнать фамилию, должность сотрудника, принявшего сообщение.